Блог районного методического объединения учителей начальных классов Курского муниципального района Ставропольского края

11 мая 2015 г.

Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство - решающие факторы обеспечения качественного современного образования

Представьте себе урок. В классе – проектор, интерактивная доска, возможность выхода в Интернет. У каждого ученика – ноутбук, нетбук или планшет, работа идет в режиме один ученик – один компьютер, где учащиеся выполняют разноуровневые задания или открывают новый материал по обучающей программе, которая анализирует уровень его усвоения, определяет содержание следующего шага, а также дает преподавателю полную информацию о работе каждого ученика и класса в целом. Обеспечена постоянная обратная связь с учащимися, возможность гибкого перестроения моделей учебных эпизодов за счет интерактивных приемов  и техник.
        –Реальную картину я сейчас представила или это из области фантастики?
(Если реальную, то –  «Все ли мы имеем возможность так работать?», если нереальную, то – «Нужно ли стремиться к идеальному уроку, если все равно нет возможностей?»)
  Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. 
       Современное образование переживает ряд реформ, и уже сегодня очевиден тот факт, что  его изменение в целом невозможно без изменений профессионального сознания педагога. Этому вопросу большое внимание уделяется на государственном уровне:  новый закон об Образовании РФ, введение новых стандартов, профессионального стандарта педагога,  концепции духовно-нравственного развития и концепция развития воспитания…   
Впервые в законе об Образовании в Российской Федерации особое внимание уделено качеству образования в образовательных организациях. 
       На мой взгляд, главной мыслью этих документов, могут служить слова американского психолога и педагога Джона Дьюи  «Все из жизни, все для жизни».  Я, как и все педагоги, изучая их, размышляю над тем, как я, рядовой сельский учитель, могу достичь требуемых высот.  
         На II Всероссийском съезде учителей сельских школ  «Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм», который проходил осенью 2014 года в Тамбовской области,  был сделан акцент на том, что   в контексте новых социально-экономических и политических реалий возрастает необходимость существенного усиления роли села в жизни страны. На съезде отмечалось, что вследствие введенных по отношению к Российской Федерации экономических и политических санкций, на первый план выдвигаются процессы импортозамещения, прежде всего, в сфере сельскохозяйственного производства. Благополучие жизни российского села в значительной мере обеспечивается сельской школой как основной социокультурной организацией, выполняющей образовательные, культурно-просветительские, информационные, организационно-педагогические функции. В связи с этим, статус сельского учителя становится одним из стратегических ресурсов развития нашей страны.
И чтобы школьники независимо от места проживания, социального статуса получали прочные знания и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха  в жизни и быть востребованными и полезными  для своей страны и сами получали полное удовлетворение от жизни. Я вижу свою миссию, как учителя, в том, чтобы задавать ориентиры, которые определяют поступки, решения и выбор целей маленького гражданина. Ответственность учителя за качество, результат своей работы очень и очень высока. Нисколько не умаляя заслуг, труда и достижений коллег, работающих в городских школах, считаю необходимым отметить, что  сельская школа – это больше чем школа.  Современная сельская школа расширяет образовательное пространство, стремясь полнее удовлетворить запросы своих учеников и их родителей. Взаимодействие учителей с родителями и социумом на селе имеет свою специфику.
Среди основных  направлений развития образования на селе:  формирование организационно-правовых основ сельских школ в контексте их сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями, организациями социальной сферы на базе современных информационно-коммуникационных технологий; совершенствование содержания образования на основе внедрения профессионального стандарта учителя, определяющего основные компетенции педагога.
     Во-первых, педагог должен уметь работать с одаренными обучающимися. Учитывая их возможности и особенности психофизического развития сельскому учителю необходимо обладать знаниями в области психологии и других смежных дисциплин, так как в большинстве случаев он не имеет возможности обратиться к  узким специалистам. Признаем честно, что в сельских школах дипломированных психологов, логопедов, социальных педагогов катастрофически не хватает. 
      Второе требование к педагогу -  умение работать в условиях реализации программ инклюзивного образования. В нашей школе, как и во многих других сельских школах, когда родители не хотели отправлять своих детей с проблемами здоровья в специализированные образовательные учреждения, из-за того, что они расположены далеко и им пришлось бы расстаться со своими детьми надолго, педагогам приходилось искать интуитивно пути включения этих детей в учебный процесс обычной школы. Меня очень радует, что государство наконец-то обратило  внимание  на эту проблему. Правильно подготовленный педагог поможет детям адаптироваться не только в школе, но и в социуме.
Кроме того,  профстандарт предъявляет требование к умению преподавать  русский язык учащимся, для которых он не является родным. Педагоги нашего района сталкиваются с этой проблемой уже давно, т.к. Курский район находится на стыке 4 субъектов Российской Федерации. Методом проб и ошибок ищем пути решения, ведь никто нас этому не обучал. В данный момент эта проблема решатся через курсы повышения квалификации.
Одно из  основных требований к профессионализму педагога  - ИКТ-компетентность. Увеличение объёма информации послужило поводом для создания образовательных педагогических сообществ. Это дает возможность повышать свою квалификацию, использовать дистанционные формы обучения, накапливать портфолио за счет дистанционных мастер-классов и конкурсов.
    Я, например, повышаю свою квалификацию, через участие в работе сетевых образовательных порталов. В проекте Современный учительский портал  я сама учусь и обучаю коллег, являюсь экспертом методических разработок и рецензентом. 
Интернет -  удобная среда для обучения, пространство проб и возможностей, как для учителя, так и для обучающихся. Например, модель «перевернутый класс», которой я сейчас обучаюсь и транслирую свой опыт на уровне школы и района. Это дает мне возможность повышать качество достигнутых результатов обучения, благодаря опережающему самостоятельному освоению учебного материала, который я размещаю на страницах блога класса.  Кроме того, для меня большое значение имеет вовлечение младших школьников в социально значимые сетевые проекты. Например, в рамках года литературы мои ученики участвовали во Всероссийских  марафонах по творчеству русских поэтов и писателей. 
        На данный момент на методическом портале «МетодСовет» мы является участниками сетевого проекта «Память», посвященном 70-летию Победы.  Современные медиатехнологии дали мне и моим ученикам возможность почувствовать себя частью общероссийского образовательного пространства. 
         Все выше сказанное лишний раз подчеркивает, что деятельность педагога охватывает самые разные стороны жизни и тем самым предъявляет к нему все новые и новые требования. Таким образом, сама жизнь породила необходимость наличие высшего педагогического образования у учителя. 
         Слова, написанные около 200 лет назад  немецким педагогом и мыслителем Дистервегом о том, что «никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным», ярко иллюстрируют особенности образования, зорко подмеченные нашим современником академиком Поташником, который пишет: «В педагогике вроде бы нет ничего нового, и в ней же все ново и свежо, если это педагогика. Учитель всегда несет весь тысячелетний опыт мира, и он же всегда зовет учеников в будущее, как-будто он сам уже в дне завтрашнем. Если это действительно учитель.»


Литература.
1.     Профессиональный стандарт педагога.   Утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  от «18» октября 2013 г. № 544н.
2.     Закон РФ «Об образовании» 2015 года № 273-ФЗ.
3.     Поташник М. М.,  Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования.[Текст] - Педагогическое общество России, 2014. -320 с.
4.     И. Ибрагимов. Информационные технологии и средства дистанционного обучения.: Академия, 2007.
5.     Сайт «Современный Учительский портал» http://easyen.ru [Электронный ресурс]

6. Персональный сайт Носовой О.М. «Солнечный» http://nachalkanosova.ucoz.ru  [Электронный ресурс]