Блог районного методического объединения учителей начальных классов Курского муниципального района Ставропольского края

22 февраля 2013 г.

Изучение технологических приемов медиадидактики в программе Power Point через участие в сетевых сообществах

  На помощь педагогам приходит медиаобразование, которое призвано помочь всем участникам образовательного процесса лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации.
       Информационно  коммуникационные технологии являются универсальным инструментом, способным помочь в решении разнообразных проблем. Однако педагогу недостаточно обучиться владению компьютером, сопутствующим ему программам, другим техническим средствам обучения, связанным с информационными технологиями. Педагог должен владеть методическими приемами медиадидактики, электронными цифровыми ресурсами. Для решения таких проблем на помощь приходят сетевые сообщества педагогов. Они являются новой формой организации профессиональной деятельности в сети. 
     Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
      Сетевые сообщества являются  копилкой материалов, собранных педагогом. Здесь  можно получить оценку своих материалов и рекомендации по их улучшению.  Сетевые сообщества дают возможность использовать материалы своих коллег.
     Образовательные  сообщества предоставляют возможность организации различных  форм деятельности. Они достаточно просты в организации и активно поддерживаются пользователями. 
    В России в настоящее время успешно действует целый ряд виртуальных объединений учителей предметников. Несомненно, все они будут отличаться друг от друга, так как создаются они в разных коллективах, предметных областях, в различных условиях. Каждое из них преследует свои цели и поставлено решать определенные задачи. 
Каждый учитель выбирает  для себя такой портал, где он сможет полностью реализовать свои возможности. Я зарегистрирована на  многих образовательных проектах. Изучая работу сообществ, я выбрала для себя наиболее мне интересные. 
     Уже длительное время являюсь активным участником сетевых сообществ. Я расскажу о тех возможностях, которые я получила, участвуя в  данных сетевых образовательных сообществах.
Во-первых, мне удалось расширить функциональные (технические) возможности.  Я научилась создавать страницы и редактировать их, загружать файлы, просматривать информацию о других участниках сообщества. Получила необходимые знания для усовершенствования персонального сайта. Мой персональный сайт «Солнечный» и сайт МО учителей начальных классов «Первооткрыватель» являются победителями во Всероссийских конкурсах персональных сайтов педагогов и имеют дипломы. 
Конкурсная деятельность в сетевых сообществах даёт возможность видеть конкурсные работы, задавать публичные вопросы и оперативно получать публичные ответы. И самое главное всё происходит открыто и видна чёткость всего конкурсного процесса.
Став участником сетевых сообществ, я нашла много полезных ресурсов и интересных людей, которые помогают мне в решении сложных преподавательских задач: проекты и методики проведения уроков, созданные и проверенные учителями на практике; статьи и советы, содержащие материалы с описанием функциональных возможностей программного обеспечения и т.д. Так же я являюсь активным участником форумов, мастер-классов, семинаров, конкурсов, организованных руководителями сообществ. 
      «Современный Учительский Портал»  http://easyen.ru/    - живое пространство образования. Здесь можно создать собственное электронное портфолио.  Размещая свои работы, можно получить не только свидетельство о публикации, но и получить баллы за работу на сайте, которые впоследствии обменять на призы. Портал имеет удобную навигацию, большое количество методического материала.  Есть возможность создания собственного блога. На сайте опубликовано 225 авторских методических материалов. 
       На сайте «Творческая Корпорация»  http://tat-anat.ucoz.ru      я участвовала в мастер - классе «Интерактивный кроссворд  в  PowerPoint».  Моя работа размещена в методической копилке сайта 
      Педагогический портал «GOLD  - творчество» http://goldina-myclas.ucoz.ru    проводил мастер - классы «Создание видеороликов в программе Photodex ProShow Producer» и «Анимированная сорбонка», в которых я принимала участие  и имею сертификаты о публикациях зачетных творческих работ. Участвовала во Всероссийском конкурсе видеороликов по теме «Сохраним природу родного края» и награждена дипломом лауреата конкурса. Педагогический портал «GOLD  - творчество» проводит конкурсы для учащихся и педагогов. В творческом конкурсе для учащихся   «Зернышки нашего таланта» я первый раз буду пробовать себя в роли эксперта конкурса.
    На сайте «Школьный мир» http://intafy.at.ua   я являюсь участником мастер-класса «Технологические приемы создания презентаций».  В ходе мастер – класса я научусь выполнять презентаций с использованием технологических приемов PowerPoint: прием «Ромашка», «Трафарет», «Караоке», «Сорбонка», «Карусель», «Слайд-шоу», «Подбери пару», «Тренажер», «Кроссворд», «Бегунок», «Экран». 
     Существует большое количество приемов медиадидактики, которые педагог может использовать на различных этапах урока. 
      Очень часто на уроке возникает необходимость сконцентрировать внимание учеников на детали иллюстрации, фрагмента текста и даже слова при сохранении их общей панорамы. В этом может помочь прием «Лупа», использование которого позволит при помощи курсора создать увеличение отдельных объектов. 
    Даже на мультимедийном уроке учителю может пригодиться указка. Для этого можно использовать технологический прием «Анимированная указка». Чтобы не загораживать экран, педагог может воспользоваться анимированной указкой и обратить внимание учащихся на отдельный объест на слайде. Принцип такой указки состоит в том, что при указании на объект он может выделяться, мигать, тем самым привлекая внимание учащихся.
    Для концентрации большого объема иллюстративного материала или текста на одном участке экрана можно воспользоваться приемом «Листание». Такой прием имитирует чтение книги и позволяет вместить всю нужную информацию, не рассеивая внимание обучающихся на изобилие объектов на экране одновременно.
    Некоторые интерактивные доски имеют инструмент «Шторка». Такой же прием можно выполнить и в программе PowerPoint. Использование данного приема позволит закрыть или открыть часть информации на экране в нужный момент.
     Педагоги давно используют на уроках кроссворды, с помощью мультимедиа приобретает качественно новый уровень. Новые возможности предоставляет интерактивная доска. Кроссворд с иллюстрациями появляется на экране доски. Ученик знакомится с вопросами и маркером заполняет клетки. По команде учителя затем могут появиться правильные варианты ответов. 
    Технологический прием «Навигатор»  предназначен для виртуальных прогулок по карте, другим объектам, где можно совмещать не только перемещение, но и увеличение, уменьшение объекта. Уникальность данного приема в том, что он выполнен всего  на одном слайде.
    Большое значение в учебно-воспитательном процессе младших школьников играет внимание. От того, насколько педагог сможет удерживать внимание детской аудитории, зависит процесс обучения. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. 
    Мультимедийная дидактическая игра пришла на смену обычным обучающим играм. Игра, имеющая, жесткий алгоритм проведения, легко ложится на язык компьютерного программирования.  Для создания интерактивных игр надо использовать весь доступный арсенал инструментов и всех технические возможности программы PowerPoint.  И тогда даже самая тривиальная игра, проводившаяся учителем без компьютера, в мультимедийном переложении заиграет новыми гранями, станет более привлекательной. 
      К мультимедийным  дидактическим играм можно отнести разного вида тестам, созданных на основе специальных шаблонов. Например, шаблон А.Н. Комаровского можно использовать для создания тестов  с выбором одного или нескольких правильных ответов, а так же есть возможности для создания тестов на совместимость объектов. В результате прохождения такого теста обучающийся получает возможность увидеть свои результаты, получит оценку своей работы и найти допущенные ошибки.  Педагог при создании такого теста может запрограммировать уровень требований к выполнению работы, настроить балльную систему оценивания и время  отводимое для выполнения работы. Обучающийся так же имеет возможность выполнить задание повторно и улучшить свой результат. 
     Еще один наиболее удачный шаблон для создания тестов, создан учителем информатики г. Москвы Д. Ивановым. Педагог, даже имеющий небольшой опыт работы PowerPoint,  может создавать тесты за короткий период времени, просто вставляя нужные задания и соответствующие иллюстрации  в готовый шаблон. В этом шаблоне так же предусмотрена работа над допущенными ошибками. 
    Использование разного вида тестирования создает наиболее комфортные условия для обучающихся, а педагог имеет возможность оперативно проверить знания учащихся и затратить для этого от 5 до 10 минут урока. 
    Интерактивные тренажеры, созданные в программе PowerPoint, можно использовать не только для систематизации знаний учащихся по определенной теме, но и для их проверки. Такая форма работы на уроке позволит педагогу активизировать внимание обучающихся, повысить мотивацию к изучению определенной темы. Вместе героями литературных произведений или любимых мультфильмов дети с удовольствием будут повторять правила русского языка или таблицу умножения. 
    Для создания игровых тренажеров в программе PowerPoint есть много возможностей. Например, прием «Анимированная сорбонка» создает эффект переворачивающейся карточки для проверки ответа. Приемы «Карусель» и «Ромашка» создают возможность проворачивания заданий по кругу с одновременной проверкой. Для создания мультимедийной игры большие возможности дает прием «Бегунок».  В такой игре тренируется не только знание обучающихся, но и активизируется внимание, включается зрительная память. Наиболее полную свободу в выборе формы игры дает прием «Универсальный тренажер». В нем можно сочетать различные виды анимации, триггеры и другие возможности программы PowerPoint.
    Участие в мастер-классах дает мне возможность накопить методические материалы на различные темы и увеличить диапазон моих возможностей. 
     С моими работами Вы можете ознакомиться на моём персональном сайте «Солнечный».
Для меня, сетевое сообщество - это среда саморазвития, которая происходит за счет эффективного использования современных средств ИКТ, развития технологии дистанционного обучения, информационной и методической поддержки педагогов, организации сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями. 


    Сетевые педагогические сообщества предоставили мне  безграничное пространство для общения с коллегами, возможность повышения профессиональной квалификации. Работа в сообществах является для меня мощным стимулом для творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности.